Печать
Категория: Статьи

Зеркала заднего вида предназначены для обеспечения обзора дороги позади и сбоку транспортного средства. Они являются одной из основных частей автомобиля, отвечающих за безопасность.

Требования к зеркалам регламентируются Правилами №46, утвержденными Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии (ЕЭК ООН), и ГОСТом Р41.46-99.

По своему размещению зеркала классифицируются на внутренние (далее в тексте — внутрисалонные) и наружные, установленные на внешней поверхности кузова автомобиля.

При правосторонней организации движения автотранспорта легковой автомобиль должен оснащаться внутрисалонным и левым наружным зеркалами. Правое наружное зеркало обязательно, если внутрисалонное не в состоянии всегда обеспечивать требуемую обзорность (см. ниже): например, когда заднее стекло занавешено шторками. Если обзор через заднее окно вообще исключается конструкцией автомобиля, внутрисалонное зеркало можно не устанавливать.

Зеркалам предъявляются следующие требования по обзорности:
  • через них должны просматриваться схематично изображенные на рис. 1 участки ровной горизонтальной дороги вплоть до линии горизонта;
  • конструкция зеркала должна обеспечивать четкость отражения при вибрациях автомобиля на дорожных неровностях;
  • не допускаются искажения формы и цвета предметов, способные ввести в заблуждение водителя.

 

Зеркала должны обеспечивать травмобезопасность:
  • исключаются острые кромки на корпусе и кронштейне;
  • наружные зеркала в рабочем положении не могут выступать за максимальные габариты автомобиля или буксируемого им прицепа более чем на 200 мм, а их корпуса должны складываться, например если движущийся автомобиль задел зеркалом пешехода;
  • внутрисалонное зеркало крепится таким образом, чтобы в случае удара головой водителя или пассажира оно не причиняло им вреда, а складывалось или отламывалось у основания кронштейна;
  • при разбивании зеркала исключается образование осколков, способных ранить человека.

 

Устройство

 

Большинство автомобильных зеркал, как внутренних, так и наружных, состоят из оптического элемента, корпуса, кронштейна и механизма регулировки.

 
Оптический элемент — деталь зеркала, отражающая свет и формирующая отраженное изображение. Существуют плоские, сферические и сфериксные (многосекционные) оптические элементы:
  • плоский дает минимальный угол обзора, но не искажает расстояние до предметов;
  • сферический обеспечивает больший угол, сокращая "мертвые зоны"1, но несколько искажает (визуально увеличивает) расстояние и форму предметов. Минимальный допустимый радиус кривизны (наибольшая выпуклость) зеркал легковых автомобилей — 1200 мм. Правое наружное зеркало способно обеспечить требуемый обзор, только если является сферическим;
  • сфериксный объединяет в себе две или более отражающих поверхностей (рис. 2). Основная — плоская или сферическая малой кривизны. Вспомогательные (одна или несколько) — сферические с большей кривизной или цилиндрические.

 

Оптические элементы различаются по способу изготовления и могут быть с внутренним или внешним отражающим (зеркальным) слоем.

 
Внутренний отражающий слой напыляется на тыльную поверхность плоскопараллельного полированного2 стекла и представляет из себя металлический сплав. Напыленный слой защищается от коррозии специальным лаком, покрывающим не только оборотную поверхность элемента, но и торцы (рис. 3).

Недостатком зеркал с внутренним отражающим слоем является то, что часть света, падающего на оптический элемент, отражается от внешней поверхности стекла. Это приводит к снижению четкости изображения. Такие зеркала более чувствительны к загрязнению: любая частица грязи, находящаяся на поверхности оптического элемента, будет раздваиваться, ухудшая обзор (рис. 4, а).

Внешний отражающий слой наносится на наружную поверхность стеклянной или пластмассовой основы. Такой оптический элемент отражает предметы без искажения и раздвоения (рис. 4, б), но отражающий слой оказывается незащищенным и должен обладать повышенной стойкостью к коррозии, истиранию и царапанью.

Противоослепляющие свойства оптических элементов обеспечиваются в основном тремя способами.

 
Использование клинового оптического элемента (во внутрисалонных зеркалах). Отражающий слой наносится на тыльную сторону стекла, поверхности которого образуют некоторый угол. Корпус зеркала имеет механизм, позволяющий, не нарушая общей регулировки, фиксировать оптический элемент в двух положениях: "день" и "ночь". Днем водитель наблюдает отражение от зеркального слоя (рис. 5, а), а ночью (в противоослепляющем положении) — слабое от наружной поверхности стекла (рис. 5, б). В положении "ночь" более яркое отражение от зеркального слоя проецируется мимо глаз водителя. Переключение чаще всего выполняет сам водитель. В некоторых конструкциях смена положений осуществляется автоматически электроприводом по сигналу фотодатчиков (измерителей освещенности).

Применение материалов с переменной прозрачностью. Оптический элемент таких зеркал состоит из жидкокристаллического материала, заключенного между двумя слоями стекла. Кроме того, зеркало имеет фотодатчики и электронную схему управления. В нормальных условиях жидкокристаллический слой отражает большую часть падающего света. При ослепляющем свете по сигналу датчиков схема управления подает на жидкие кристаллы электрический ток, изменяя прозрачность слоя. При этом коэффициент отражения падает, и яркость отраженного зеркалом света уменьшается.

Бывают также зеркала, изготовленные на основе фотохромных стекол. Такие стекла уменьшают свою прозрачность под действием яркого света, что снижает ослепление водителя.

Применение спектральной защиты заключается в изготовлении отражающего слоя из тонирующих материалов. Эти материалы ослабляют приводящие к ослеплению спектральные составляющие3отраженного света, пропуская цвета, меньше раздражающие глаз. Оптические элементы таких зеркал, как правило, имеют мягкий голубой или золотистый оттенок. Однако эффективность спектральной защиты во многом зависит от индивидуальных особенностей зрения.

Обычные пленки, предназначенные для тонирования автомобильных стекол, совершенно непригодны для зеркал.

Обогрев оптических элементов наружных зеркал предназначен для удаления с их поверхности льда, влаги и снега. Нагрев осуществляется электрическим током от бортовой сети автомобиля. Остатки влаги испаряются за счет разницы температур обогреваемой поверхности и окружающей среды.

Различают три основных типа нагревательных элементов для автомобильных зеркал.
  • Элемент состоит из резистивной4 проволоки, покрытой термостойким материалом, который обеспечивает электрическую изоляцию и защиту от воздействия окружающей среды. Такой нагреватель крепится к тыльной стороне отражающего элемента клеем, липкой лентой или другими способами (рис. 6, а).
  • Резистивный элемент выполняется методом трафаретной печати токопроводящими пастами на тонкой полимерной пленке, прикрепляемой к отражателю. Преимуществом такой конструкции является меньшая толщина проводников и меньший интервал между ними, что обеспечивает лучший прогрев при небольших затратах электроэнергии (рис. 6, б).
  • Резистивный слой в виде сплошной пленки формируется непосредственно на тыльной стороне оптического элемента и одновременно может выполнять функцию отражающего слоя (рис. 6, в).

 

Как правило, на зеркалах с электрообогревом в углу оптического элемента с внешней стороны наносится символ (рис. 7).

 

Регулировка большинства внутрисалонных и наиболее простых внешних зеркал, в которых оптический элемент неподвижен относительно корпуса, осуществляется их поворотом на единственном шарнире. Наружное зеркало может иметь жестко связанный с корпусом рычажок в салоне автомобиля (ВАЗ-2105, -07).

Более сложные конструкции наружных зеркал позволяют оптическому элементу поворачиваться относительно корпуса при помощи системы шарниров. Большинство зеркал такого типа оснащены дистанционным регулировочным приводом. Привод бывает рычажным (ВАЗ-2108, -99), тросиковым или электрическим. В первых двух случаях орган управления располагается внутри салона в месте крепления зеркала к двери либо в другом удобном месте на обшивке двери. Электропривод наружного зеркала имеет два расположенных в его корпусе электродвигателя, поворачивающих оптический элемент в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Управление приводом осуществляется переключателем ("правое — левое зеркало") и клавишей, задействующей электродвигатели. Как правило, переключатель и клавиша объединены в одном блоке, расположенном на двери, приборной панели (фото 1) или на центральной консоли.

 

Маркировка

 

Автомобильные зеркала заднего вида, прошедшие проверку на соответствие Правилам № 46 ЕЭК ООН, получают знак международного утверждения (рис. 8) в виде несмываемой надписи или рельефного изображения, наносимого на корпус зеркала. Этот знак содержит информацию о классе зеркала, стране, выдавшей официальное утверждение, и его номере. Также на корпусе зеркала должен присутствовать фабричный или торговый знак предприятия-изготовителя.

 

Рекомендации

 

Выбор и установка зеркал

Крепления наружных зеркал, монтируемых на водостоке или торце рамки двери, в процессе эксплуатации, как правило, разбалтываются и утрачивают неподвижность относительно кузова. Поэтому предпочтительнее использовать зеркала, имеющие штатный для данного автомобиля вариант крепления.

 
Некоторые внутренние сфериксные зеркала с сильной кривизной краев оптического элемента, применяемые вместо штатного, имеют значительно больший угол обзора. Как правило, установив такое зеркало, водитель перестает пользоваться наружными зеркалами. Такая привычка может стать опасной, в случае если водителю придется управлять автомобилем с обычным внутренним зеркалом. Кроме того, обзор только через внутреннее зеркало, даже если оно панорамное, не является полноценным вследствие больших "мертвых зон", закрытых задними стойками кузова автомобиля (рис. 9).

Существуют небольшие зеркала со значительной кривизной (так называемый "рыбий глаз"), приклеиваемые к основному оптическому элементу. Вопреки ожиданиям, они только ухудшают обзорность, загораживая часть штатного отражателя. Изображение, создаваемое "рыбьим глазом", различимо лишь при неподвижном сосредоточенном взгляде. Во время вождения "двойное" отражение различных масштабов будет только мешать водителю.

Отличить зеркало с внешним отражающим слоем от обычного (с внутренним слоем) несложно: глядя на отражающий элемент под острым углом, приложите к его поверхности, например, конец спички или ноготь. В зеркале с наружным напылением отражение будет "касаться" самого предмета. У оптического элемента с внутренним напылением между отражением и предметом всегда останется видимый зазор в 2-3 мм (фото 2).

 

Выбирая зеркало, по возможности, стоит обратить внимание на следующее:
  • на корпусе и других деталях зеркала исключаются потеки краски, сколы, трещины и другие механические повреждения;
  • качественные резиновые детали (кожухи и уплотнения) всегда должны быть мягкими на ощупь;
  • винты и другие крепежные детали должны быть оцинкованы или иметь иное защитное покрытие;
  • торцы оптического элемента должны быть покрыты слоем защитного лака. В противном случае после непродолжительной эксплуатации на краях отражающей поверхности появится коррозия.
Правильность передачи формы предметов нетрудно проверить прямо в магазине. Для этого можно, держа зеркало на вытянутой руке, что приблизительно соответствует расстоянию от левого наружного зеркала до глаз водителя, поймать отражение прямой линии, например прилавка или кромки двери. В плоском зеркале линия должна остаться прямой. В сферическом — стать дугой равномерной кривизны. Волнистая линия будет говорить о переменной кривизне отражающей поверхности, приводящей к существенным искажениям формы предметов.

При проверке цветопередачи зеркала, что особенно важно для тонированных оптических элементов, объектом наблюдения могут быть прилавки с маслами и автохимией. Сравнивая оттенки этикеток и их отражений, можно судить о правильности цветопередачи.

Жесткость кронштейна и шарниров можно проверить следующим образом: плотно прижав крепление кронштейна плоскостью к поверхности стола, резко ударить по столу кулаком, наблюдая за отражением в зеркале. Если оно будет заметно вибрировать, то и при движении по неровной дороге изображение окажется трудноразличимым. Не следует проводить проверку на стеклянной витрине магазина.

Проверка механизма ручной регулировки осуществляется поворачиванием ручки управления. Оптический элемент при этом должен перемещаться плавно, без рывков и заеданий и точно фиксироваться в заданном положении. Удерживая зеркало за кронштейн, надавите пальцем на край оптического элемента. Он должен сместиться при усилии 1-2 кг. Если это усилие меньше, настройка зеркала будет произвольно меняться при движении автомобиля.

Продавец должен иметь на зеркало сертификат соответствия. В сертификате указываются:
  • название органа по сертификации;
  • наименование продукции, а также конкретные обозначения (например, каталожные номера) изделий;
  • название документа, требованиям которого удовлетворяет зеркало (Правила 46 ЕЭК ООН или ГОСТ Р41.46-99). Указание различных ОСТов и ТУ не подтверждает прохождение изделием обязательных испытаний;
  • название изготовителя зеркала;
  • номера протоколов испытаний — основание выдачи сертификата. На каждый тип испытанного зеркала — свой протокол;
  • печать сертификационного органа, а также подписи его руководителя и эксперта.
Номер сертификата должен совпадать с номером в маркировке зеркала (см. рис. 8, поз. 3).

Для крепления внутреннего зеркала к ветровому стеклу следует использовать специальные марки клея — как правило, двухкомпонентные полимерные составы. Монтаж выполняется в соответствии с прилагаемой к комплекту клея инструкцией с учетом следующих особенностей:
  • обычно зеркало крепится на расстоянии 7-10 см от верхней кромки стекла;
  • участок стекла, куда будет крепиться пластина, на которой фиксируется зеркало, и поверхность самой пластины для лучшей адгезии обезжириваются спиртом. В некоторые комплекты клея входит флакон со специальным обезжиривающим препаратом;
  • после приклеивания пластины не следует сразу монтировать на нее зеркало. Полная полимеризация, обеспечивающая требуемую прочность соединения, происходит, как правило, в течение 15-20 минут, при отрицательных температурах — чуть дольше.
Устанавливая нештатные наружные зеркала с электрообогревом, цепи нагревательных элементов можно подключить двумя способами:
  • к цепи обогрева заднего стекла — в случае небольшой потребляемой мощности (до 10-12 Вт на каждое зеркало);
  • к отдельной цепи, содержащей выключатель, предохранитель (5-7,5 А) и реле.
Наращивая проводку, желательно использовать провод с площадью сечения жилы не менее 0,75 мм2.

Для удаления грязи зеркала следует промывать водой, а не протирать тряпкой, так как содержащийся в грязи песок может царапать поверхность оптического элемента.

Настройка зеркал заднего вида производится в следующем порядке:
  • примите правильное положение на водительском месте (см. материал "Посадка за рулем");
  • убедитесь, что переключатель "день-ночь" внутрисалонного зеркала находится в положении "день". Отрегулируйте зеркало так, чтобы центром отражения в нем была середина заднего окна (фото 3, б);
  • по очереди отрегулируйте наружные зеркала таким образом, чтобы в каждом из них была видна боковина автомобиля (ручка передней двери, край боковых стекол). Воображаемая линия горизонта при этом, как правило, находится в верхней половине зеркала (фото 3 а, в).

 

 
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала специалистов ОИБА ФГУП "НИЦИАМТ" (Дмитровского автополигона).


 1 Зоны, не просматриваемые в зеркалах заднего вида из-за их ограниченного размера или загораживания обзора элементами кузова, груза и т. д. 
 2 Наружная и тыльная поверхности стекла идеально ровные, что обеспечивает отсутствие искажений, и параллельны друг другу. 
 3 Дневной свет состоит из всего спектра цветов. В свете фар преобладают длинноволновые составляющие (красный и желтый цвета) 
 4 Материал, повышающий свое электрическое сопротивление при нагреве